Безысходность

Фильм Сергея Осипьяна «Портрет незнакомца» (Россия, 2022) смотрится так, словно он снят в 70-е годы, когда происходит его действие. Рассказ о бездарном актёре, участвующем в пропагандистской радиопостановке о шпионах, шатающемся по вечеринкам и напивающемся от безысходности, напоминает очень многие подобные истории, созданные в литературе и на экране в то время. Отсутствие строгой структуры сюжета и неторопливая, несколько отстранённая авторская интонация вызывает в памяти фильмы застойной поры об отчаявшихся людях, тщетно пытающихся найти себя в условиях душной советской действительности. Вереница узнаваемых деталей – партсобрания, песни Андрея Макаревича, радиопередача «Клуб знаменитых капитанов», Калининский проспект и Московский Дом кино – создают ощущение подлинности антуража.

Однако в этом знакомом мире происходят совершенно фантастические события – здесь всё переполнено ложью и лицемерием, людей трудно отличить друг от друга, поскольку они взаимозаменяемы, такую роскошь, как испытывать искренние чувства, никто не может себе позволить, и невозможно провести грань между реальностью и вымыслом. Актёр, играющий шпиона, в силу нелепого стечения обстоятельств на самом деле становится шпионом, походя присвоив чужой роман. Последние годы советской власти выглядят в этом фильме абсурдным фарсом, за фасадом которого нет ничего настоящего. Этот период, окончательно ушедший в прошлое, воспринимается тем самым незнакомцем, портрет которого пытаются создать авторы фильма.

«Портрет незнакомца» (Россия, 2022). По мотивам произведений Бориса Вахтина. Режиссёр Сергей Осипьян. В ролях: Юрий Буторин, Кирилл Пирогов, Ксения Кутепова, Полина Кутепова, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Никита Тюнин.

Оставьте комментарий