Между снисхождением и умилением

Сегодня, в век феноменального развития компьютерной техники, которая порой превалирует над остальными составляющими фильма, привлекая всё внимание в себе, нелегко вообразить, что красоты фильма Александра Птушко «Каменный цветок» (1946) созданы руками. От этого столь давние фильмы выглядят очень наивными и беспомощными, словно дети, ещё не научившиеся ходить. Но зато, сколько в них неподдельного очарования и уникальной рукотворной красоты!

Образный мир фильма строится на противопоставлении красоты живой природы и чудес, открывающихся Даниле-мастеру в каменных владениях хозяйки уральских самоцветов. Фантастический образ Хозяйки Медной Годы и её подземного царства получился на экране таким феерически прекрасным, влекущим и пугающим одновременно в значительной степени благодаря кропотливой работе художников Михаила Богданова и Геннадия Мясникова. Для костюмов легендарной уральской волшебницы были специально созданы ткани, выглядевшие нереальными, воздушными, ускользающе мерцающими, словно нематериальными вовсе (художник по костюмам Ольга Кручинина). С ними контрастируют нарочито грубые, земные фактуры в одежде Данилы-мастера, Кати, крестьян и рабочих прииска. В многочисленных нарядах мгновенно преображающейся сказочной царицы использованы те же мотивы русского национального костюма, что и в одежде крестьянок. Но преувеличение или вариации отдельных его элементов придали им нефункциональный, праздничный вид.

Это сочетание узнаваемого и чужого как нельзя лучше пластически передало тот сложный комплекс чувств, которые испытывает Данила-мастер к маняще-холодной Хозяйке и её миру каменной красоты: неудержимого влечения и отталкивания, восхищения его дивными дарами и верности земной любви. Так, наверное, и мы, если случится показать детям эту сказку, внутренне мечемся между снисхождением и умилением.

Оставьте комментарий