Недостоверность

С годами искусственность фильма Андрея Кончаловского «Ближний круг» (1992) всё виднее. В нём пережато всё, начиная от чрезмерно мелодраматических сюжетных ходов до почти шаржированной манеры исполнения Тома Халса, незабываемого Моцарта из «Амадея» Милоша Формана. Весь фильм «режет» его категорическая недостоверность в роли простого русского парня, вброшенного волей судьбы в ближний круг прислужников Хозяина. Взятый на главную роль ради своей известности у западного зрителя, Том Халс здесь поражает тем, в какой степени он не понимает того, что именно он играет.

Утопическая идея – попытаться передать американской публике ужасы сталинизма на понятном для них языке простых эмоций – неизбежно привела к двойному неправдоподобию: с одной стороны, кошмар, в котором жила страна в последние годы жизни Сталина, значительно преуменьшен, чтобы не слишком шокировать, а с другой, в сценарии используются очень грубые драматургические ходы, призванные вышибить слезу и из непробиваемых иностранцев, которых трудно потрясти русскими страданиями. Бантик, сохранённый маленькой дочерью репрессированных, по нелепости можно сравнить только с балалайкой, которую возит с собой из одного лагеря в другой дочь Юрия Живаго в американской экранизации романа. Из американских актёров, которым достались почти все главные роли, убедителен, пожалуй, только Боб Хоскинс в роли Берии, выбранный, очевидно, за внешнее сходство. Но даже ему достался весьма незначительный драматургический материал.

Стремясь рассказать американцам понятную для них историю, Кончаловский выбрал героя, с которым невозможно идентифицироваться не только западному, но и российскому зрителю. Видимо, он думал, что создаёт очередной образ несчастного, раздавленного системой «маленького человека», надеясь, что о нём что-то слышали хотя бы редкие выпускники факультетов славистики. Но получился персонаж, которому невозможно сочувствовать, настолько он ничтожен, но невозможно его и жалеть, настолько он искренне предан давящему его строю. По контрасту вспоминается по сей день производящий очень сильное впечатление «Восток-Запад», снятый французским режиссёром, поставившим в центр своей истории о советском тоталитаризме достойного русского.

Оставьте комментарий